<Эпиграф>
Как может нация, работающая 40 часов в неделю, конкурировать с нацией, которая 40 часов в неделю отдыхает?
Автор неизвестен
<конец эпиграфа>
Некоторое время назад российский эстетский мужской журнал Esquire опубликовал перевод фельетона, в котором американский редактор (запамятовал имя) рассказывал, как попытался приобщиться к модному в его отчизне тренду и нанять себе персонального помощника в далекой Индии. Относясь поначалу к этому делу с неприкрытым скепсисом, автор в конце концов настолько проникся доверием к своей незнакомой секретарше, что стал поручать ей не только ведение переписки и прочую офисную «текучку», но и решение личных вопросов, таких как выбор подарков жене или написание примирительных посланий после очередной ссоры.
Несмотря на общий ироничный тон статьи, тема ее вполне серьезна! – по данным официальных источников, услуга международного «офисного» аутсорсинга действительно становится в США популярной. И тут нет ничего невероятного или удивительного. Например, рабочее место секретаря нашего издательства, который занимается текущими делами – покупкой билетов, заказом канцтоваров, оформлением документов, поддержкой контактов и т. п., находится двумя этажами ниже редакции PrintWeek. Большинство вопросов обсуждается по телефону или посредством электронной почты. Возможно, если бы не курилка и не личная инициатива автора этих строк, мне бы так и не довелось познакомиться с этим человеком персонально. А значит, какая мне, в принципе разница, где он находится – в том же здании, что и я, или на другом конце мира?
В Америке – еще более благодатная почва для использования «виртуальных секретарей». Благодаря активному внедрению онлайновых сервисов (в том числе из разряда «электронное правительство»), громадному числу интернет-магазинов и развитой службе доставки, львиную часть функций офис-менеджера человек может выполнять буквально не отходя от экрана монитора. Для этого нужны быстрый и дешевый канал в Интернет, IP-телефония (при наличии первого компонента – не проблема) и отличное знание английского языка.
Все это есть в Индии. Разумная и последовательная политика, заключающаяся в поддержке высокотехнологичных IT-разработок, создании технопарков, стимулировании информационного образования и развитии телекоммуникационной инфраструктуры, приносит свои плоды. Первые ее зерна были посеяны лет 20–25 назад, и сегодня в части экспорта IT-специалистов и аутсорсинга Индия занимает заслуженное первое место (по данным аналитиков, на долю этой страны приходится две трети мирового рынка оффшорных IT-услуг и около половины рынка аутсорсинга бизнес-процессов), а доход от него составляет почти 4% индийского ВВП и около 20% общей стоимости поставляемых за рубеж продукции и услуг.
Есть еще социальные и исторические факторы, которые оказались как нельзя кстати. Индусы вежливы, покладисты, непритязательны и быстро учатся. Да еще и так сложилось, что все грамотное население, наряду с местными диалектами и общенациональным хинди, обязательно говорит по-английски. Это в значительной мере способствует тому, что в оффшорных индийских компаниях, специализирующихся на информационных и деловых услугах, уже занято около 700 тысяч человек, и их количество стремительно растет. В немалой степени сей факт связан с тем, что индийские бизнесмены не идут проторенными тропами, а стараются искать новые рыночные ниши, дабы как можно эффективнее использовать благоприятное для развития IT-сервисов положение своей страны. И здесь мы вплотную подходим к тому, для чего было написано данное лирическое отступление.
Прямым поводом к написанию этого материала послужило появление на одном западном дизайнерском блоге сообщения, озаглавленного «India eyes DTP industry» («Индия обратила взоры на допечатную индустрию»). В нем неизвестный автор рассказывал, что после того, как индийские репроцентры и компании, специализирующиеся на допечатной подготовке, зафиксировали значительный рост зарубежных заказов на печатную продукцию, относящуюся к разряду STM (Scientific/Technical/Mathematical – научная, техническая и математическая), они решили предпринять ряд маркетинговых шагов для популяризации своих услуг на внешних рынках, стремясь включить также в свое портфолио коммерческие издания, газеты и дизайнерские рекламные макеты. Как и заведено в этой почтенной стране, предварительно они заручились всесторонней поддержкой государственных структур, которые, разумеется, обещали оказать посильную помощь.
В той же информации цитировались мнения директоров нескольких индийских препресс-компаний, которые, в частности, ожидают ежегодного 40-процентного роста рынка оффшорного допечатного обслуживания. Более того, они полагают, что вскоре западные заказчики станут обращаться к ним не только за чисто техническими услугами, но и будут доверять часть работы по созданию контента своих изданий.
Уверен, для подобного оптимизма у них есть все основания. Так, например, в январском номере британского PrintWeek сообщалось, что многие американские и испанские газеты (в том числе небезызвестная Los Angeles Times) передают часть допечатных операций, в частности изготовление небольших рекламных блоков, в оффшорные препресс-бюро. При этом индийская компания-подрядчик Express KCS, упомянутая в материале, утверждает, что в списке ее клиентов уже есть такие крупные международные издательские дома, как Polestar и News International.
Главная выгода от такого шага состоит, разумеется, в общем удешевлении технологического процесса, а значит, по мнению представителей газет, чтобы выдержать конкуренцию, тем же путем рано или поздно будут вынуждены пойти все западные медиа-холдинги. В пользу аутсорсинга выдвигаются и другие аргументы. Скажем Эндрю Бартон, директор издательства, выпускающего на Канарских островах англоязычную газету El Sol, отмечает, что сотрудничество с Express KCS помогает им быстро осваивать региональные рынки, поскольку они просто зачастую не могут найти на местах квалифицированный англоязычный персонал.
Однако здесь я бы хотел не столько порадоваться успехам индийских допечатных инженеров, сколько посетовать на то, что этому опыту совершенно не внимают их украинские коллеги.
Да, у нас еще далеко не все грамотное население говорит по-английски, и препресс-специалисты здесь не исключение. Тем не менее в самом важном – в интеллектуальном потенциале – украинские инженеры могут не только успешно конкурировать с индийскими, но даже дать им существенную фору. В этом мне довелось убедиться лично: во время поездки в Индию мы общались с некоторыми представителями тамошнего профессионального сообщества.
Вдвойне обидно от того, что отечественные полиграфические предприниматели, вместо консолидации кадрового ресурса ради достойной конкуренции на мировой арене, пока, по большей части, занимаются его распылением. Репроцентры предпочитают диверсифицировать бизнес, открывая отделения цифровой или широкоформатной печати, создавая собственные журналы и т. п. Украинские издательские дома слишком озабочены сохранением своего имиджа, уменьшением издержек и налаживанием устойчивой работы, чтобы инвестировать сколь-нибудь значительные средства в хоть и перспективное, но малопонятное топ-менеджменту дело.
Конечно, в подобном начинании не обойтись без содействия со стороны государственных органов всех мастей и уровней. Однако, следует заметить, нет такой страны, в которой власть была бы настолько прозорливой, чтобы решать все проблемы бизнеса без его непосредственного участия. В той же Индии печатные и технологические компании создают лоббистские организации, с помощью которых влияют на государственную регуляторную политику. А в Украине пока ситуация с профессиональными полиграфическими союзами оставляет желать лучшего. Отечественные печатники (и в особенности – допечатники) сражаются преимущественно в одиночку, пуская в ход все мыслимые аргументы, такие как демпинг, компромиссное качество и т. п.
Это приводит к тому, что накопленные годами бесценный опыт и уникальные технологические решения без подпитки и мотивации к их развитию безнадежно устаревают, а допечатные специалисты, ввиду усиливающейся конкуренции и отсутствия интереса со стороны рынка, предпочитают реализовывать свой творческий потенциал в других отраслях.
Ведь если бы мои размышления были исключительно фантазией и на пути развития экспорта допечатных и IT-услуг в Украине существовали непреодолимые преграды – так ведь нет! По данным аналитиков, количество оффшорных компаний в стране, занимающихся разработкой ПО по западным заказам, неуклонно растет. И хотя их число пока несравнимо с индийским, однако данный бизнес позволяет достойно жить и развиваться множеству украинских программистов. Жаль только, что в этих исследованиях ничего не говорится о репроуслугах.
А между тем, на платформе возле стоящего экспресса под названием «заказы на допечатную подготовку» тревожно раздаются прощальные гудки. Поезд «в одну сторону» отправляется далеко на Восток.