Игра на опережение, или какие у «А-Грифа» секреты?

На российском полиграфическом рынке есть компании, применительно к которым справедливо использовать слово «первая». Говоря о типографии «А-Гриф» из Иваново, слова «первая» и «впервые» можно приводить неоднократно. Это первая типография в Ивановской области, которая в свое время внедрила редакционно-издательские технологии для периодических изданий. Первая в области организовала профессиональную дизайн-студию для разработки макетов полиграфической продукции. Первая в регионе освоила полноцветную печать и создала собственную производственную базу. На этом предприятии впервые в городе была установлена высокопроизводительная печатная техника Heidelberg. А в ближайшее время в типографии будет запущена первая в России печатная машина Speedmaster XL 75-4+L с красочным аппаратом Anicolor. Руководитель и один из владельцев этого уникального предприятия Эдуард Мошкарин стал нашим собеседником.

Написал: Александр Амангельдыев

Эдуард Мошкарин, руководитель и совладелец типографии "А-Гриф"

У истоков допечатной подготовки

Компания «А-Гриф» более четверти века работает на полиграфическом рынке — по современным меркам это большой путь. Как рассказал ее директор Эдуард Мошкарин, компания появилась в декабре 1991 г. под названием «Информационно-издательское товарищество А-Гриф»: «Это было время, когда в издательскую деятельность стали внедряться персональные компьютеры, и наш бизнес начинался с предоставления услуг по компьютерной подготовке изданий к печати. Это направление в нашей стране только развивалось, людей, умеющих работать на компьютерах, было мало, а данные услуги были дорогими, и редко кто мог их оказывать. В Иваново мы стали первыми, кто предлагал компьютерную допечатную подготовку именно как услугу, и в результате большинство городских издательств, выпускающих периодику, стали нашими клиентами». Наличие собственных компьютеров, сканеров и принтеров позволило организовать производство простой полиграфической продукции — визиток и бланков. Параллельно с этим появились услуги по полиграфическому дизайну, что в совокупности явилось основой бизнеса, который быстро набирал обороты.

Через некоторое время при участии компании «А-Гриф» было организовано издание собственной газеты. «Это была первая газета бесплатных частных объявлений для нашего города (она получила название «Частник»), которая, кстати, с некоторыми изменениями выходит и по сей день, — отмечает Эдуард. — Для этой цели был основан издательский дом с тем же названием. Всю подготовку к печати газеты осуществлял «А-Гриф». Вскоре заработало и рекламное агентство, которое вело деятельность в самых разных направлениях: и в медиапланировании, и в наружной рекламе, и в разработке фирменного стиля, и в изготовлении световых коробов и во многих других».

До определенного времени заказы «А-Гриф» размещал в других типографиях, преимущественно в Костроме, где уже были современные фотовыводные системы и развитый парк печатного оборудования. «Постепенно мы начали осваивать процессы работы с цветом, вопросы цветоделения и обработки изображений. Довольно долго мы были первыми в городе, кто мог предложить услуги профессиональной подготовки полноцветной продукции. Разумеется, следующим шагом в нашем развитии стало приобретение собственного фотонаборного автомата. Мы решили сразу приобрести серьезный барабанный аппарат, рассчитанный на изготовление высококачественной цветной продукции. Это позволило нам не просто предлагать клиентам допечатную подготовку, но и брать на себя определенную ответственность по обеспечению качества. Заказчик получал у нас комплект цветоделенных пленок и ехал с ними в типографию».

Печатная база

Новый этап развития компании «А-Гриф» уже был связан с началом собственного печатного производства: «В 1997 г. мы приступили к разработке плана по приобретению печатной техники, надеялись попасть в программу поддержки предпринимательства. В программу мы попали, но денег нам дали ровно в два раза меньше, чем было запланировано. Что делать в такой ситуации — непонятно. Купить полмашины невозможно. В общем, пришлось «скрести по сусекам». В итоге в июле 1998 г. мы установили свою первую офсетную печатную машину Heidelberg GTO, способную изготавливать качественную цветную продукцию. И это опять была первая машина подобного класса в городе».

Надо сказать, в Иваново работали и другие типографии, сохранившиеся еще с советских времен, но они были ориентированы либо на печать черно-белой продукции, либо на производство газет. Как пояснил Эдуард, решение установить печатную машину оказалось очень верным, хотя и произошло это перед самым кризисом 1998 г. В начале 2000-х гг. уже все городские и областные издатели освоили процесс компьютерной подготовки самостоятельно, и услуги «А-Гриф» как центра допечатной технологии стали уходить на второй план. Оставались услуги креативные, дизайнерские, но основным бизнесом «А-Гриф» стал полиграфический. «Дальше все пошло по нарастающей, — говорит Эдуард. — Иногда к нам приходили заказчики, которые готовы были загрузить нашу печатную технику чуть ли не на 3/4 возможностей, но мы старались таких клиентов избегать, поскольку от них становишься сильно зависим. Мы хотели диверсифицировать свой портфель заказов, пусть даже путем некоторого снижения темпов развития, и в целом нам это удалось. Нулевые годы мы прошли очень активно. Это время стремительного роста числа заказов на полиграфическую продукцию, и в выполнении их мы активно поучаствовали. В 2001 г. купили двухкрасочный Heidelberg SORMZ, который у нас и сейчас работает, а затем и первую в городе пятикрасочную машину Heidelberg Speedmaster 52, которая позволяла за один прогон получать цветной оттиск». Несмотря на то, что компания «А-Гриф» активно работала в области дизайна, первые серьезные тиражи полиграфической продукции были связаны с производством этикетки, в том числе на металлизированной бумаге, — спрос на нее в 2000-х гг. был большой. Однако все чаще типография изготавливала продукцию высококачественную, престижную, на которой продолжает специализироваться и сегодня. Следующим шагом стало приобретение четырехкрасочной полуформатной машины Heidelberg Speedmaster 74, которая становится основной рабочей лошадкой. Затем вместо Heidelberg Speedmaster 52 устанавливается Heidelberg Speedmaster 52 Anicolor. «Для нас Anicolor — очень удачное приобретение, поскольку эта машина позволяет работать эффективно, — отмечает Эдуард Мошкарин. — Наше полиграфическое производство выросло из допечатного, и мы хорошо знаем и понимаем, что происходит в допечатной части. Те файлы, которые мы готовим к печати, гарантированно обеспечивают высокое качество готовой продукции. Поэтому у нас не бывает задачи «поправить цвет в процессе печати на машине». Когда допечатка сделана хорошо, Anicolor это так же и напечатает. Быстро и качественно».

Компания «А-Гриф» также первая в своем городе освоила услуги полноцветной печати еще в 1998 г. Уже почти 20 лет как типография имеет собственную печатную базу. Основу парка неизменно составляют машины Heidelberg, которые со временем заменялись на более современные и производительные

Бесхимические технологии

Развитие печатной базы логично привело к изменениям в допечатных процессах. В типографии «А-Гриф» появилось устройство прямого вывода форм, также от компании Heidelberg. В начале работы на этом устройстве использовались формные пластины производства Fujifilm, но некоторое время назад они были заменены на бесхимические пластины Agfa :Azura TU. «Имея печатную машину Anicolor, которая, по сути, печатает в автоматическом режиме без регулировки цвета, нам хотелось избавиться и от последнего аналогового процесса — проявления пластин, — поясняет Эдуард. — Как бы хороши ни были пластины, аналоговая проявка всегда создает определенные сложности. Нужно следить за концентрацией проявителя, регулярно чистить проявочный процессор, причем грязнится он довольно сильно и чистка его — весьма серьезный процесс. Если чистку не сделать вовремя или провести ее некачественно, то можно получить бракованные печатные формы, что при нашем подходе к полиграфической продукции недопустимо. Поэтому мы задумались о беспроцессном, или бесхимическом способе проявления. У Fujifilm есть пластины, которые проявляются непосредственно на печатной машине при помощи увлажняющего аппарата, но мы такие пластины использовать не хотим — опасаемся, что частицы слоя попадут в систему увлажнения и в красочный аппарат, что, нам кажется, неправильно. Поэтому когда в компании «Терем» предложили протестировать бесхимические пластины Agfa :Azura TU, мы решили попробовать. И надо сказать, все получилось. Процесс обработки радикально упростился. В результате мы полностью перешли на эти пластины».

В типографии организован собственный допечатный участок. Здесь работает CtP- устройство от Heidelberg. С целью обеспечить стабильность и качество изготовления печатных форм в «А-Гриф» было решено отказаться от химических растворов при обработке пластин. Сейчас здесь используют бесхимические пластины Agfa :Azura TU

Смежные проекты

Учредители типографии «А-Гриф» и издательского дома «Частник» развивают и другие проекты. Например, они стали организаторами фестиваля рекламы «Рекламная Фишка», который начинался в 2005 г. как городской конкурс и постепенно стал межрегиональным. У конкурса серьезный состав жюри, а полиграфическую поддержку на высочайшем уровне оказывает «А-Гриф». На сегодняшний день типография изготавливает высококачественную продукцию — многостраничные каталоги и книги, проспекты, настенные календари, упаковку и продукцию с изюминкой: от высококлассного дизайна до безупречного полиграфического воспроизведения.

 

И снова первый

На момент подготовки статьи в типографии «А-Гриф» монтировалась первая в России полуформатная печатная машина Heidelberg Speedmaster XL 75-4+L с красочным аппаратом Anicolor поколения drupa 2016. Таких машин и в мире пока не очень много, а на отечественном полиграфическом рынке типография из Иваново является единственным обладателем подобного технологического решения. Подробности об этой установке — после официальной презентации. Следите за нашими публикациями…

Прокомментируйте статью

Подпишитесь на еженедельную рассылку