Да, уходит наше поколение...

Екатерина КоноваловаИнтервью

Максим Румянцев

Как же так, Максим Робертович?! Вы больше не директор типографии «Любавич»? Что случилось?

Мне в первую неделю после объявления о переходе типографии к новым владельцам звонили коллеги, и первый их вопрос вкрадчивым голосом: «Тебя можно поздравить или как?»

Можно поздравить. Ничего криминального не случилось. Я не проиграл типографию в карты, не отдаю за долги. Как написано в нотариальном договоре, «решение принято не вследствие стечения тяжелых обстоятельств», «настоящий договор не является кабальной сделкой». Это нормальное явление капиталистической системы отношений – продажа бизнеса от одного собственника другому.

Если взглянуть на ситуацию с позиции тенденций, то происходит смена поколений. Это может быть грустно, но нормально. Как поет Юрий Визбор в моей любимой песне «Волейбол на Сретенке»:

Да, уходит наше поколение –
Рудиментом в нынешних мирах,
Словно полужесткие крепления
Или радиолы во дворах.

Когда мы и мои конкуренты начинали бизнес в начале девяностых – нам было по тридцать лет. Полные сил и амбиций. Строили каждый свой бизнес по собственному разумению. Получились авторские композиции. Сейчас – нам уже шестой десяток в разгаре. Хватит! Надо уступать дорогу молодым, чтобы они строили бизнес по науке. Усталость подкатила. Глобальная. А вместе с ней и раздражение, торможение.

Какое торможение?

Несколько лет назад я прочел, что у царя Соломона было два периода его царствования. Первый, когда он собирал подать и строил Храм. И народ его боготворил. А потом он Храм построил, а политику не изменил. И народ его проклял. Так же две полярные картинки правления были у Хрущева, Брежнева, Генри Форда. В первой половине жизни они развивали свою империю, а во второй – тормозили. У меня нет таких властных амбиций как у них, я хотел и был готов спрыгнуть с руля раньше, чем начнется второй, грустный, этап моего руководства. Мне кажется, что время пришло.

Но типография «Любавич» – одна из самых активных и успешных на рынке!

Это так. Но успешность, как мне кажется, в последние годы проистекала из того, что конкуренты еще больше устали, чем я. А активность… Та активность, которая мне нравится – это было хорошо в прошлые десятилетия.

По гуру менеджмента Ицхаку Адизесу любой руководитель – это набор четырех ипостасей: предприниматель, производитель, администратор, интегратор. Я – ярко выраженный предприниматель. Мне нравится покупать новое оборудование, строить здания, придумывать новые схемы работы с рынком. Сейчас типография перешла на новый этап своего жизненного цикла, где нужны другие способности – это время администратора.

Я попытался два года себя ломать, вымучивать из себя административные навыки: внедрил систему управления предприятием A-system, начал внедрять CRM Битрикс-24, налаживал так называемый регулярный менеджмент. Но, чувствую, что это не мое. Конечно, бизнес и при моем директорстве мог еще прибыльно катиться на накопленном багаже лет десять. Но «коптить небо» не хочется. Типографии, как организму, нужно развиваться, расти дальше. Думаю, что мой уход – это благо для предприятия. Тем более, что Василий и Дмитрий, ребята из «Астера», имеют уже хорошие наработки развития типографии на современных рельсах. Их опыт и в Перми, и в Екатеринбурге это доказывает. Им и флаг в руки!

Грустно как-то… А Ваши дети не хотят продолжить отцовское дело?

Не грустно, а сентиментально. Я люблю сантименты. Один мой приятель сказал, что в старости я буду плакать над каждым осенним опавшим листом. Есть разные варианты расставания с бизнесом. Хорошо передать детям, но что делать, если они не хотят заниматься бизнесом.

Меня утешает, что это непонимание «отцов и детей» не у меня одного, бездарного родителя (улыбается), а всего прогрессивного человечества. Когда я услышал, что проблема и американских бизнесменов с наследниками такая же, я утешился.

Есть вариант известных питерских типографий «Экстрапринт», «Мультипринт» - распродать оборудование, расплатиться с долгами, распустить персонал. Есть вариант – бросить бизнес с долгами, например, как «Лениздат».

Есть вариант как «Типография Моби Дик» – слиться с другой типографией, которая возьмет на себя все полученные кредитные линии. Тогда, в 2005-ом году, я был «принимающей» стороной: «Любавич» перевел в свой холдинг и персонал, и заказчиков, и долги «Моби Дика».

Теперь я перешел на другую сторону баррикады. Сам передаю типографию в другие руки. Передача происходит «на ходу» – без перерыва в платежах и выплате зарплат, без переездов, без остановки выполнения заказов. И для работников ничего не меняется.

Как отреагировал персонал на ваш уход?

Болезненно.

Для сотрудников моя отставка – это как уход отца из семьи. С позиции ребенка. В этом виноват я сам.

Я создал патерналистскую модель управления предприятием. От латинского слова Pater – отец.

Так что реакция персонала на ситуацию адекватная. Другое дело, что ребенок уже вырос. Ему уже тридцатник скоро. А папаша все подтирает попку и оплачивает шалости (улыбается).

Полезно в таком возрасте пожить взрослой жизнью. На общем собрании типографии, где я объявил о своей отставке, я попытался извиниться за все свои ошибки и обиды, которые невольно нанес кому-то из работников. Хотелось завершить свою директорскую эпопею по-доброму.

На следующий день, правда, со мной здоровались сквозь зубы. Не отошли от шока. Но время все лечит.

Что ждет в будущем типографию?

Мне кажется, что типография будет работать четче. В последние годы периодически до меня доходили слухи, что «Любавич» долго считает заказы, много бюрократии. В ближайшие месяцы будут внедряться современные методы управления. Заказчики должны почувствовать улучшение работы. Мне самому интересно будет наблюдать за изменениями.

Какие Ваши личные планы на будущее?

Собираюсь сменить профессию. Попробовать себя на писательском поприще. Хочу подучиться и написать роман про девяностые годы, осмыслить судьбу своего поколения.

В своей трудовой биографии у меня уже были изменения. Сначала после окончания института я работал три года инженером, потом мне стало скучно. Перешел в журналисты. И опять через три года стало скучно. Съездил в США администратором брата-художника, вернулся – создал издательство, потом типографию. И вот через четверть века снова хочу ощутить себя молодым специалистом.

Как без вас полиграфическая жизнь? Заскучаем же…

Я остаюсь учредителем типографии «Циферблат». Это мое младшее детище. Теперь оно единственный мостик с печатным бизнесом. Оперативным управлением заниматься не собираюсь, Екатерина Желтикова была и остается директором «Циферблата».

Я буду придавать шарм (смеется).

Полиграфическую общественность не покидаю. Вот попросили выступить с докладом на ближайшем форуме PrintPark.

Будем ждать Вашего выступления. Спасибо вам за всё!

Все будет хорошо! У полиграфии светлое будущее. Приходите на PrintPark. Там все расскажу.

 

Беседовала
Екатерина Коновалова, руководитель отдела маркетинга типографии "Любавич"

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.