Блестящие возможности

В начале 2019 года тульская типография «Борус» завершила проект по переоcнащению «обычной» листовой офсетной машины Rapida 105 под печать высокореактивными УФ-красками. Мы попросили ее руководителей поделиться опытом реализации проекта и рассказать о тех возможностях, которые дал такой апгрейд предприятию.

Максим МережкоВ гостях у типографии

Слева направо: Технический директор компании “Терра Системы” Алексей Искоростинский, руководители типографии “Борус” Михаил и Александр Тенцеры, генеральный директор компании “Терра Системы” Стефан Валуйский

В начале сентября компания «Терра Системы» организовала четвертую отраслевую конференцию Print UV, которая в этот раз прошла в известной типографии «Борус» (г. Тула). «Терра системы» – эксклюзивный российский дистрибьютор американской компании AMS Spectral UV Baldwin Technology, которая производит светодиодные сушки, а «Борус» – один из ее ключевых клиентов, который в начале 2019 года успешно завершил реализацию проекта по оснащению полноформатной машины Rapida 105-5+L светодиодной сушкой и уже имеет некоторый опыт ее эксплуатации, которым согласился поделиться с участниками конференции. В этом году она, кстати, прошла в закрытом режиме – присутствовали только представители профильной прессы, а также руководство «Терра Систем» и «Боруса».

“Борус” можно назвать старожилом на российском полиграфическом рынке – в этом году компании исполняется 28 лет, а офсетной печатью она занимается с 1994 года. Долгое время производство располагалось в центре Тулы, но в какой-то момент стало очевидно, что площадей не хватает и в 2012 году руководители приобрели участок в промзоне, практически с нуля построили там производственный комплекс на 2500 м2, отремонтировали имеющиеся на территории “домики”, где теперь работают сотрудники и в 2014 году перевезли на новую площадку все офсетное производство: полноформатные офсетные машины Rapida 105 и Roland 700, полуформатную Komori Lithrone, СtP-сисемы Kodak Trendsetter, а также широкую линейку послепечатного оборудования. В освободившемся в центре города здании осталось подразделение цифровой печати, укомплектованное двумя полноцветными ЦПМ Konica Minolta и ч/б машиной Xerox.

“Ситуация на рынке такова, что для удержания и привлечения клиентов типографиям нужно постоянно предлагать им что-то новое,, – рассказывал генеральный директор типографии “Борус” Михаил Тенцер. – Поэтому в какой-то момент мы начали предметно интересоваться УФ-печатью. Тщательно изучили все варианты, по приглашению “Терра Системы” съездили в США на завод AMS Spectral UV, посмотрели как там работают их клиенты и в конечном итоге решили, что будем внедрять технологию печати высокореактивными УФ-красками с использованием светодиодной сушки. В 2018 году у нас была неполная загрузка машин первого формата, поэтому мы перевели все заказы на Roland 700, а Rapida 105 “отдали” специалистам “Терра Систем” для апгрейда”.

Листовая офсетная печатная машина Rapida 105

Переоснащение машины прошло довольно быстро, а вот на эксперименты ушло почти полгода. Исполнительный директор Александр Тенцер отметил, что новая технология – это всегда непросто. На ее внедрение потребовались определенные усилия и затраты – как временные, так и финансовые, – но в результате все получилось.

Совместный проект “Терра Систем”, AMS и “Боруса” – это первый в России пример использования технологии LED UV печати в производстве картонной упаковки. Типография начала заниматься выпуском такой продукции в 2007 году и сегодня, по словам Михаила Тенцера, доля упаковки уже превышает 50% в портфеле заказов типографии.

Техническая сторона вопроса

В “Борусе” на Rapida 105 установили одну светодиодную сушку AMS XP9i. Она закреплена на специальной балке, которая находится на горизонтальном участке выходного тракта машины. Примерно за 20 мин. ее можно снять и переставить на последнюю печатную секцию, для чего был убран механизм системы автоматической смывки печатного цилиндра и сделаны соответствующие механические крепления и разъемы для электрики. Это сделали для тех случаев, когда заказчику требуется выполнить крупнотиражную печать УФ-красками с последующей их защитой в/д лаком (ИК-сушка в машине осталась). Если же тираж маленький – сушка нормально “пробивает” и через слой лака. Впрочем, в “Борусе” это редкость, поэтому почти 100% времени сушка AMS стоит на своем основном рабочем месте – в выводном устройстве.

Ее мощность составляет 32 Вт, но фактически используется 17 Вт – этого с лихвой хватает для закрепления пяти красок и лака на рабочих скоростях машины (9–12 тыс, л./ч.), при том что стекло сушки находится на расстоянии более 10 см от поверхности материала. Это достаточно много, но мощности тем не менее, хватает, причем с почти двукратным запасом.

Извлеченная из машины светодиодная сушка AMS Spectral UV XP9i

Технический директор компании “Терра Системы” Алексей Искоростинский обратил внимание участников конференции, что сушка AMS Spectral UV имеют запатентованную конструкцию, которую пока не может повторить ни один другой производитель (кто-то – технически, кто-то – из-за патентной защиты). Она обеспечивает требуемый уровень мощности, позволяющий надежно высушивать даже толстые слои красок и лака на высоких скоростях. Более того, в “Борусе” стоит сушка нового поколения с усовершенствованным чипом и элементами IoT (интернета вещей). Помимо прочего, инженеры завода-производителя могут “связываться с сушкой” для решения каких-то текущих задач или апгрейда. Например, за ночь они полностью русифицировали интерфейс системы управления, не требуя участия печатника или других специалистов “Боруса” (конечно, текст заранее был переведет специалистами “Терра Систем”).

Важный вопрос, который неизменно возникает при обсуждении технологии печати высокореактивными красками – нужно ли менять валы.

“Конечно, было бы здорово поставить на машину новые УФ-валы, – ответил Александр Тенцер, – и в перспективе мы хотим это сделать, но разовые инвестиции в такой комплект для машины первого формата очень велики, поэтому на текущий момент у нас сложилась следующая ситуация: на одной секции стоит комплект обрезиненных УФ-валов EPDM, на двух – новые валы для обычных красок и еще на двух – старые валы, которые использовались при печати масляными красками. За прошедшее время работы полосы контакта на них и жесткость покрытия практически не изменились. Качество печати отличное”.

В целом Александр считает, что если валы полгода и более работали с “маслом” – их придется поменять. На какие – это другой вопрос, решение которого может отличаться на каждом конкретном производстве.

Что касается специальных красок и лаков, то за последнее время они стали намного доступнее (как правило есть на складе поставщиков), но при этом остаются в разы дороже традиционных материалов. По этой причине использование специальных высокореактивных красок и лаков экономически оправдано, если нужно печатать оперативные и относительно малотиражные работы (об преимуществах – далее). А вот если приходит большой тираж, где себестоимость единицы продукции критично важна, в “Борусе” печатают его на традиционной машине.

Роскошный календарь, которые подготовили специалисты "Борус" для демонстрации новых возможностей типографии

Коммерческие преимущества

Освоение технологии печати УФ-красками, ожидаемо, открыло для “Борус” новые возможности. Компания стала печатать на металлизированном картоне и других невпитывающих материалах. Освоила печать высокохудожественных изданий на пухлых немелованных бумагах, которые не позволяют получить яркие насыщенные цвета с использованием масляных красок. Стала активно экспериментировать с различными спецэффектами: twin-лак и т.п. Это позволило предложить рынку принципиально новые для типографии продукты и привлекло к ней новые категории заказчиков.

Впрочем, как признался Михаил Тенцер, таких заказов пока относительно немного – порядка 5% в общем объеме. Гораздо больше в компании ценят другие преимущества технологии.

“Самое ценное для нас – это сокращение времени производства заказов, – говорит Михаил. – Краски сохнут мгновенно и полностью, что позволяет сразу передавать листы на послепечатную отделку, не теряя времени на сушку. И если сначала мы предлагали клиентам более оперативную печать без удорожания, то теперь потихоньку дифференцируем предложение: прежний срок исполнения по старой цене, или быстрее, но чуть дороже”.

Есть и чисто технологические преимущества: печать высокореактивными красками не требует противоотмарывающего порошка. Нет отмарывания и перетискивания. Машина чистая, что исключает производственные проблемы, связанные с порошком, а также дополнительно экономит время: например, не нужно делать прогон на обеспыливание при последующих операциях. Все это в конечном итоге дает не только экономию во времени, но и позволяет оптимизировать внутренние издержки в типографии.

В процессе обсуждения преимуществ технологии прозвучал логичный вопрос: “все эти преимущества можно было получить и с классической УФ-печатью и дешевыми материалами, так почему выбрали именно высокореактивные краски и светодиодную сушку”?

“В целом, это так и стоимость обычной УФ-лампы действительно сопоставима со светодиодной УФ-сушкой, – согласился Алексей Искоростинский, – но сложность и стоимость переоснащения машины, а также условия работы отличаются очень сильно и не в пользу “классики”. Например, для “обычного УФ” на машину нужно ставить специальную плиту, которая будет защищать от паразитного излучения. УФ-печать сопровождается очень большим тепловыделением и запахом. КПД ртутной лампы обычно не превышает 10%, тогда как у диодов превышает 50% и т.д.”.

“Борус” же получил все преимущества УФ-печати, но без сопутствующих недостатков. В типографии уже хорошо понимают возможности и оптимальные варианты применения разных технологий и четко разделяют заказы: какие-то печатают высокореактивными красками, а какие-то – обычными, причем без компромиссов в качестве. Машина и сушка это позволяют. Для некоторых работ используют имеющуюся в типографии отдельную лакировальную УФ-машину (как правило, для больших тиражей и плотных материалов).

Александр согласен с братом в том, что развиваться и постоянно идти вперед для типографий очень важно! “В этом смысле я рад приобретению и новым возможностям, которые дала нам технология LED UV”, – говорит он.

«И я тоже", – добавляет Михаил с улыбкой!

EMAIL-РАССЫЛКА PRINTDAILY.RU

Один-два раза в неделю.
Без спама!

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.