2022. Люди кончились - Printdaily

2022. Люди кончились

По сложившейся традиции решил поделиться с читателями видением на начинающийся год и чуть далее. Прогнозы пишу уже в 2022-м и они, как и год в целом, праздничным не будут. Начнем с поста про кадры в формате «что имеем — что делать».
Михаил Кувшинов    •   Мнения   •   2022.01.11
2022. Люди кончились
2022. Люди кончились

Идеальный шторм внизу

Здесь для российской полиграфической отрасли сложился идеальный шторм. С тем примечательным свойством, что шторм — это событие, а тотальный дефицит кадров — реальность на обозримое будущее. Во-первых, — и это самое бросающееся в глаза — многие мигранты в 2020 году уехали, а небывалый рост российской экономики в 2021-м во многом пришелся на e-com. И сектору понадобилось огромное число низкоквалифицированных сотрудников: курьеров, работников склада, сортировщиков и пр. Здесь, кстати, выстрелил бизнес компании «НИССА Инжиниринг» по складской роботизации, вырвавшейся в национальные лидеры, но это другая тема про "бизнес лучше рынка". Здесь же речь идет о полиграфии, которая будучи отраслью в среднем хуже рынка (обсудим подробнее отдельно), просто не смогла конкурировать по зарплатам обслуживающего персонала с бозон-маркет-берри. Однако, для этой части проблемы, к счастью, очевидно решение — автоматизация. Тотальная автоматизация и бизнес процессов, и технологических. Тема вкусная и длинная, здесь не уместится.

Многолетняя засуха наверху

Вторая часть проблемы кадров — это кадры управляющие. В экономике с реальной конкуренцией талантливых квалифицированных топ-менеджеров всегда не хватает по определению. И они, конечно, концентрируются в отраслях, развивающихся лучше рынка. Мне приходилось слышать истории о том, как менеджмент крупных предприятий отрасли эффективно и из лучших побуждений тормозит назревшие преобразования, уже предложенные собственниками. А заменить этих руководителей просто некем — будет не только очевидно хуже, но еще и очень быстро хуже. Для полиграфии в целом полного решения проблемы я не вижу. Частичное — относительно небольшими предприятиями приходится управлять непосредственно собственникам. Да, с очень разными результатами, но кому-то повезло еще и с талантами управленца. Еще одно частичное решение заключается в том, что полиграфия не монолитна. Упаковка-этикетка растет лучше рынка. Цифровая полиграфия — лучше рынка. Цифровая этикетка и упаковка — тем более.

Они уже уходят

Третья часть кадровой проблемы резко обострилась именно сейчас, но она никак не связана ни с пандемией, ни с экономической ситуацией. Технические и технологические кадры в полиграфии кончились по исторической причине. Когда 30 лет назад развалился Союз, рынок труда оказался наводнен очень бедными людьми с серьезным техническим образованием. А полиграфия была отраслью очень быстро растущей, тем более на фоне развала. Выпускники лучших ВУЗов, бывшие сотрудники т.н. «почтовых ящиков» работали мальчиками "подай-принеси", если повезло больше — верстальщиками, совсем счастливчики крутили гайки на печатных машинах. Я, помню, ушел из ГОИ и попал в полиграфию на задаче ввести в эксплуатацию второй фотонаборный автомат в Питере, к тому же приведенный в неисправное состояние в результате конфликта собственников.

И вот последнее поколение, получившее советское техническое образование, уходит. А жертвы ЕГЭ, не говоря о тиктокерах, в инженеры упаковочного производства не годятся от слова совсем. Даже если на секунду предположить невероятное, что кто-то из них захочет — просто не смогут.

Если открыть глаза и осознать проблему, трудно не заметить, что она будет обостряться с каждым годом. Отдельное предприятие может пытаться ее решить, переманивая ИТР кадры, что, конечно, приведет к изменениям оплаты труда. Но для отрасли в целом это точно не выход. Выход видится в замене применяемых технологий на те, где и техническая и технологическая поддержка встроены в сам продукт. Да, цифра, где нужен только оператор, а сервис-инженер приедет по свистку. Кончается время, когда мастер на все руки дядя Вася и технолог Зинка за гроши, с кувалдой и магией, поддерживали в рабочем состоянии груду железа, мата и пластика, которая типографией называться не может, но как типография действовала. Предположу, что будет очень быстро падать ценность любого б/у оборудования, кроме того, которое по какой-то причине обеспечено полным сервисным контрактом. А он сам по себе — удовольствие дорогое. Предположу, что срок эффективной эксплуатации нового оборудования сократится до характерного на Западе. То есть железо надо будет полностью отбить и что-то себе заработать за считанные годы. Не уверен, что это вообще возможно в Отечестве для тяжелого аналогового печатного оборудования и очень интересуюсь поговорить по душам с теми, кто в наше время вкладывается в офсетные печатные машины.

И в этом еще одна особенность инвестиций в цифру — она и так обязана окупиться очень быстро, тут себя обмануть не получится. Технологии развиваются стремительно и через несколько лет техника все равно морально устареет и потребует замены. А в годы активной эксплуатации вменяемый поставщик заинтересован в бесперебойной работе цифровой печатной машины не меньше, чем сам владелец машины. Бизнес на расходных материалах важнее бизнеса на железе, и простаивающая машина — удар по карману продавца тоже. «НИССА Центрум» не из альтруизма, а по жесткой бизнес-логике оставила офис продаж только в Москве, но поддерживает и активно развивает сервис-центры и склады запчастей по всей России. Здесь нет героизма, повторюсь, так ведет себя любой вменяемый поставщик. И этот подход к сервису, как определяющей части бизнеса, становится все более актуальным и из-за нарастающего вымывания инженерных и технологических кадров в типографиях. Тот уровень сервиса, который был более чем достаточен несколько лет назад, сегодня требует усиления. Найдут ли поставщики аналогового оборудования деньги на инвестиции в сервис? Нет ведь у них финансового потока от нормальной эксплуатации машины у клиента, а новые машины покупают только самые отважные…

Вместо вывода

Читатель, возможно, заметил, что при обсуждении кадровой проблемы в отрасли автор ни словом ни обмолвился о профильном образовании. Причина проста: когда враг стоит у ворот, поздно просить женщин рожать солдат. Даже если прямо с завтрашнего для отечественное образование начнет готовить идеальные кадры для полиграфии, в 2022, (2023, 2024, 2025) году мы их не увидим. Так что работающим в отрасли рассчитывать на них не приходится. Нужно четко осознавать всю полноту проблемы и одеваться по погоде. На грустном в целом полиграфическом пейзаже есть точки роста — это упаковка, книга, цифра и, конечно, пересечение зон роста. Именно цифровая упаковка способна показать результаты не просто лучше рынка, а кратно лучше. А еще выше мы с интересом отметили, что по присущим цифре свойствам острота кадровой проблемы здесь заметно легче. Автоматизация в самой ДНК, внизу людей нужно меньше. Рост заметно быстрее рынка — может заинтересовать необходимых людей. У цифровой машины — оператор, а не его величество Печатник. И сервисная служба со складом запчастей у поставщика развернута.

P.S. В долгую ночь с 1-го на 13-е января мне посчастливилось пообщаться с несколькими умными людьми. Этот текст был бы иным без тех разговоров. Отдельную благодарность хочу высказать Александру Бурееву — полагаю, лучшему полиграфисту-технологу в этой стране.

Другое
кадры
Загрузка комментария ... Комментарий будет обновлен после 00:00.
  • Этот комментарий не опубликован.
    Александр Руденко · 12/01/2022
    Полностью согласен с автором насчёт преимуществ цифровой печати перед аналоговой.

    При гораздо более низкой квалификации оператора ЦПМ, нежели печатника, можно получать более качественную продукцию.
    Т.е. получать предсказуемый результат. А с учётом того, что цветовой охват ЦПМ превышает цветовой охват аналоговой печатной техники, можно получать результаты ранее недостижимые. Ведь сколько краски не лей, цветовой охват не увеличивается, а только сдвигается.

    Однако навыки и знания у нынешних операторов ЦПМ, крайне низки. Научить же их намного проще, чем печатника. Это я уже по своему опыту обучения знаю. Настройка ЦПМ в разы, если не в десятки раз проще и доступнее настройки "настоящей" печатной машины.

    И я также заметил откровенный крен в сторону сервисных служб при заказе настройки печатных машин, как ЦПМ, так и аналоговых.
    Мне в большинстве случаев приходят заказы от сервиса ЦПМ, или продавцов расходных материалов, которые сопровождают их продажу технологической поддержкой.

    Всё это происходит из-за невозможности у самих типографий наладки техпроцесса. Кадры, которые ЭТО знали и умели - кончаются. Чисто физически. Так что и в этом вопросе поддерживаю мнение автора.
  • Этот комментарий не опубликован.
    Максим Мережко · 13/01/2022
    Не уверен насчет автоматизации. Одно дело автоматизировать склад условного «озона» с их миллионными/миллиардными оборотами с точки зрения количества клиентов/заказов/денег, другое дело — среднестатистическую типографию. Где взять столько денег и как их вернуть?
    Может быть нужно выровнять ЗП такого персонала с курьерами того же условного «озона» — тогда и шторм поуляжется.

    А вот старение (биологическое) полиграфистов кажется гораздо более серьезной проблемой. Трудно представить, что будет уже в обозримом будущем.
  • Этот комментарий не опубликован.
    Михаил Кувшинов · 13/01/2022
    Где взять
    Я просто перенесу сюда из мордокниги комменты владельца киевской типографии (не мне рассказывать, насколько украинские экономические реалии погрустнее наших). И про новую машину он говорит не абстрактно, а на собственном опыте

    Игорь Вольф: давайте сравним печать на машине конца 90-х и современном полностью автоматизированном оборудовании. Первая машина сделает за смену часов максимум 20 коротких тиражей, современная 85

    стоимость 4 машин 4 краски конца 90-х, равно стоимости 1 машины 2021 года 8 красок с максимальной автоматизацией. сделает она ровно в два раза больше заказов. 1 смена печатников вместо 4....
    (конец цитаты)

    И это, замечу, в самой тяжелой нише - офсет и коммерческая печать. А если работать в растущих сегментах упаковки, тем более цифровой - то денег даст лизинг от поставщика, были бы заказы.
    • Этот комментарий не опубликован.
      Александр Руденко · 13/01/2022
      ["Михаил Кувшинов"]А если работать в растущих сегментах упаковки, тем более цифровой - то денег даст лизинг от поставщика, были бы заказы.
      Заказы будут, если их делать "правильно»!
      Т.е. технологически точно. Одним из параметров этой самой точности - цвет.
      Если обеспечить повторяемость тиражей по цвету - вот вам и флаг в руки.
      Беда чаще всего в том, что достигается тот самый цвет случайным образом.
      Спрогнозировать и повторить мало кто может.
      Пока - это поле непаханое, и там полно возможностей для желающих!..
  • Этот комментарий не опубликован.
    Роман Авдюков · 14/01/2022
    Как то все грустно у вас Михаил. И кроме как покупать и вкладывать в цифру и вариантов то получается нету ? А что цифру будут обслуживать не поколение ЕГЭ ?
  • Этот комментарий не опубликован.
    Михаил Кувшинов · 14/01/2022
    Что грустно - так погоды у нас такие. Хотя, говорят, по ТВ оптимизм (не смотрю, не знаю точно)

    Вкладывать за пределами упаковки и цифры в полиграфию я действительно смысла не вижу - может кто укажет обратное. 10-15 лет назад у НИССА Центрум на Полиграфинтер был стенд в 1000+ метров и каталог на сотню страниц.Тогда росло цвело и пахло по всей полиграфии. Сейчас сфокусировались на цифре, отрезав львиную долю номенклатуры. И расширяемся тоже в цифру. Было бы странно, если бы я советовал другим делать иначе :)

    А цифра она такая - как раз под поколение ЕГЭ и создавалась. В HP Indigo датчиков ЕМНИП за две сотни и специальный софт для отслеживания. Так что справятся.

    Ну и кроме полиграфии есть куда вкладываться. Ср как растет e-com.
Войдите, чтобы написать...

Комментарии