В начале 2000-х годов первопроходцы на рынке цифровой печати стояли перед очень важным вопросом – DC 12 или CLC 3200? Баталии продавцов этих маленьких цифровых машин, ставших первыми рабочими лошадками в сотнях цифровых типографий, по степени накала могли соперничать разве что с дискуссиями о преимуществах «термала» и «фиолета» в офсетных CtP-системах. В чем продавцы цифры были единодушны, так это в задачах, которые она позволяла решать – эффективно и быстро отпечатать маленький тираж и сделать персонализацию при необходимости. Многие стартаперы того времени положили цифровую печать в основу своего бизнеса, а вот офсетчики на новую технологию смотрели свысока, считая, что эта «мелочь» не является для них ни угрозой, ни возможностью для развития бизнеса. Производительности первых цифровых машин, ассортимента доступных материалов, а также качества печати для этого явно не хватало.

Впрочем, производители не стояли на месте и неустанно работали над улучшением своей продукции. В 90-х годах на рынке появились первые цифровые машины, применительно к которым стали использовать определение «промышленные». Тогда же в полиграфическом эфире впервые появились заявления об офсетном качестве «цифры» (несколько преждевременные), о замене «цифрой» офсета (выдача желаемого за действительное) и даже о его неминуемой кончине (не имеющие ничего общего с реальностью). На самом же деле первыми бенефициарами больших цифровых машин закономерно стали цифровые типографии, которые научились находить, принимать, обрабатывать и изготавливать большое количество малотиражных работ. Но и их коллеги из офсетного сектора начали относиться к данной технологии с большим вниманием. Тем более, что со временем цифровые машины сильно подтянулись в плане ассортимента запечатываемых материалов, скорости и качества печати. Открытым остался лишь вопрос с себестоимостью.

«Давайте будем честны, – несмотря на некоторое удешевление расходных материалов для цифровой печати в глобальном масштабе, себестоимость печати на ЦПМ в обозримом будущем не сравняется с офсетом, а сегодня это главное условие, при выполнении которого мы сможем говорить именно о замене одной технологии на другую, – уверен директор по продажам департамента цифрового печатного оборудования компании «НИССА Центрум» Андрей Горлов. – Если сравнивать в лоб стоимость отпечатка на достаточно большом тираже, то «цифра» еще долго будет проигрывать офсету. Но если мы грамотно пересчитаем выгоду, полученную от освобождения офсетной машины от непрофильных заказов и ряда других действий, результат получится очень любопытный. Именно поэтому мы убеждены, что цифровая печать необходима большинству офсетных типографий, хотя, возможно, не всегда по тем причинам, которые они для себя видят».

А есть ли бизнес?

В 2018 году редакция «Издательства Курсив» провела собственный анализ, решив выяснить, есть ли тенденция к увеличению доли инсталляций цифровых машин в офсетных типографий. Оказалось, что есть. 

График количества типографий в России. Их точное количество плохо поддается учету, особенно в 90-е годы, когда на рынке существовало немало предприятий, называющих себя типографиями, но при этом не имеющих ничего, кроме письменного стола. С учетом таких предприятий общее число типографий тогда приближалось к 10 тыс. Такие компании мы постарались не учитывать в нашей оценке, но гарантировать полную точность подсчетов все равно не можем.

Красными столбиками на графике обозначено количество полиграфических предприятий, имеющих цифровую печать в том или ином виде. Можно сказать, что за прошедшие годы эта технология проникла почти во все традиционные типографии. То небольшое количество полиграфических компаний, которые пока еще не имеют цифровой печати, могут являться потенциальными клиентами для производителей цифровых печатных устройств. Но при этом важно понимать, что с большой долей вероятности многим из этих оставшихся типографий цифровая печать вообще не нужна (например, крупным газетным печатникам), по крайней мере на сегодняшнем уровне ее развития. Так что сейчас главная задача всех поставщиков цифровой техники в полиграфию — это замена существующей техники на более современную и борьба за «конкурентную замену», когда вместо оборудования одного производителя появляется оборудование другого, которое для данной типографии лучше подходит

«Сегодня в России трудно найти офсетную коммерческую типографию, у которой нет хотя бы одной цифровой машины, – соглашается с выводами «Курсива» Андрей Горлов. – В большинстве случаев это небольшие машины формата SRA3 с производительностью порядка 80 с./мин., но по нашему ощущению, в большинстве случаев такая техника не рассматривается в качестве серьезного инструмента для развития бизнеса».

К такому же выводу пришли и авторы исследования, отметившие, что едва ли не единственной причиной покупки «цифры» является печать маленьких тиражей, которые невыгодно делать на офсете. «Далеко не всегда руководители офсетных типографий могут оценить эффективность цифрового оборудования с технологической и финансовой стороны, – развивает тему главный редактор журнала «Курсив» Александр Амангельдыев. – По нашей оценке, наиболее успешный бизнес на цифровых заказах получается вести все же тем типографиям, у которых нет офсетной печати или «цифра» полностью отделена от офсета и работает как отдельное предприятие. А если цифровая печать присутствует внутри офсетной типографии, то многие руководители отмечают, что получить хорошую финансовую эффективность от «цифры» сложно. Менеджеры по продажам охотно обрабатывают дорогие офсетные заказы и совершенно не хотят заниматься цифровыми, так как трудоемкость примерно одинаковая, а их личный доход разный. Поэтому использование цифровой печати в офсетной типографии нужно рассматривать с другой точки зрения».

Но сначала давайте выясним, какой должна быть цифровая машина, использовать которую планируется в рамках офсетного производства.

Какой должна быть цифра для офсета?

На рынке присутствует большое количество машин самых разных производителей с самыми разными возможностями и ценой. Скорее всего, для разных задач нужны разные машины. Но у них есть нечто общее, что можно объединить в понятие «цифровая печатная машина для полиграфического применения». Такая машина должна:

  • Печатать высококачественные изображения, по всем параметрам практически не отличимые от офсетных оттисков. И это важнейший момент темы, вынесенной в заголовок статьи! Цифровая машина должна печатать не «как офсет» и не «лучше офсета» – крайне важно обеспечить такой результат, когда заказчик не будет видеть разницу между цифровым и офсетным оттиском. Только в этом случае возможно объединение листов, отпечатанных разными технологиями, в одном заказе, а также выбор технологии печати при различных тиражах, допечатка тиражей цифровым способом и т. д.
  • Печатать на максимальном количестве материалов, которые обычно используют в офсетной типографии. Машина должна позволять подстраиваться под тип бумаги, на которой собираются печатать конкретный тираж.
  • Иметь возможность точного позиционирования листа перед печатью и в процессе. Особенно это важно при изготовлении гибридной продукции, когда приходится впечатывать «цифровое» изображение в заготовки, отпечатанные на офсете.
  • Обеспечивать надежный выклад отпечатанных листов, причем они не должны деформироваться или перегреваться. Дело в том, что послепечатные процессы в офсетно-цифровых типографиях, как правило, общие, а значит, листы должны иметь точно такие же механические характеристики, как и после офсетной печати. После простых цифровых машин запечатанные листы часто деформируются вследствие нагрева, что существенно усложняет их послепечатную обработку.

Возможности большого формата

Несмотря на наличие в продуктовой линейке производителя цифровых машин обоих форматов – SRA3 и B2 – в HP и «НИССА Центрум» считают, что крупным офсетным типографиям, которые всерьез задумаются об оптимизации производства и экономике, имеет смысл рассматривать именно полуформатное оборудование. Причин тому несколько. Прежде всего, для «второго формата» хорошо подходит уже имеющееся послепечатное оборудование, чего нельзя сказать о SRA3 – покупка такой машины повлечет за собой необходимость приобретения соответствующего «постпресса».

Полуформатные ЦПМ не ограничивают возможности офсетной типографии в плане выпуска разных видов продукции. Например, выпускать на них многостраничные журналы и каталоги или картонную упаковку намного эффективнее, чем на маленьких машинах.

Наконец, ресурс у тяжелых промышленных ЦПМ формата В2 намного выше, чем у маленьких машин, и, как правило, такое оборудование имеет возможность полевого апгрейда, который дополнительно продлевает срок его эксплуатации.

«Мне кажется, что на рынке ЦПМ третьего формата происходят серьезные изменения. Больших машин типа Xerox iGen продается все меньше, потому что маленькие машинки могут почти все то же самое, но стоят в разы дешевле. Их ресурс также относительно небольшой. Мы же предлагаем решение, которое стоит дороже, но будет стабильно работать годами, а возможно и десятилетиями, – говорит Андрей Горлов. – Это здорово, что все больше офсетных типографий покупают маленькие цифровые машины. Это хорошая возможность попробовать рынок, понять, как там все устроено… А затем, когда объемы вырастут, они задумаются о большой цифре, и нам будет что им предложить».

«Возможно, это прозвучит неожиданно из уст продавца, но HP Indigo 12000 – это машина не для всех. Мы позиционируем ее как тяжелое промышленное решение для крупных офсетных типографий, которые смогут обеспечить ее загрузку на уровне сотен тысяч и больше листов в месяц, – добавляет Михаил Кувшинов. – Впрочем, она была бы эффективна и в крупной цифровой типографии, которая уже (!) сформировала необходимый объем печати и могла бы оптимизировать производительность и себестоимость печати с помощью ЦПМ формата В2, а также расширить диапазон выпускаемой продукции крупноформатными плакатами, календарями, фотокнигами, упаковкой и проч. К сожалению, в России таких игроков немного, но показательно, что самый крупный из них – «Фотоэксперт» – сделал выбор в пользу решений HP Indigo, установив несколько машин большого формата.

А теперь вернемся к тому, какие же задачи может решать промышленная цифровая машина большого формата в рамках крупной офсетной типографии.

Цифровая печатная машина HP Indigo 10000 формата В2 в Чеховском печатном дворе. В основном на ней печатают цветные книги небольшими тиражами

Концепция поменялась

Расширение спектра услуг для клиента!

В 2018 году российская делегация посетила крупную немецкую типографию Multi Packaging Solution (MPS), занимающуюся производством премиальной упаковки крупными тиражами. На предприятии работают несколько полноформатных офсетных машин (8–12 секций плюс лак, УФ-пакет и т.д.), а также новейшая цифровая печатная машина большого формата стоимостью несколько миллионов евро. Сразу объяснить причину покупки столь дорогого оборудования руководству MPS оказалось непросто, и лишь после многочисленных вопросов гости выяснили, что цифра была приобретена главным образом для повышения качества сервиса и лояльности клиента.

Дело в том, что бороться за заказчиков ценой и технологией в Европе практически невозможно, а вот предложить новые виды услуг, повысить гибкость обслуживания — это серьезный аргумент в пользу типографии. Периодически у клиентов возникают нестандартные просьбы: «Мы заказали у вас многотысячный тираж упаковки, который вы обещали сделать через неделю. А можно тысячу коробок завтра?», «Для профильной выставки нам нужно по пятьсот коробок в новом дизайне, сделаете?», «Будем проводить фокус-группу в магазине, хотим попробовать упаковку с персонализацией», «Собираемся выводить наш продукт в новый регион. Нужно пару тысяч коробок на местном языке» и т. д. Все это непрофильный бизнес для крупной упаковочной типографии. В Германии немало специализированных цифровых печатных компаний, которые легко такую работу выполнят, но отпускать своего клиента в другую типографию, пусть и непрофильную, крайне нежелательно. Вот и получается, что даже очень серьезные инвестиции делаются прежде всего с целью повышения качества сервиса. Конечно, в типографии надеются, что со временем появятся и чисто цифровые заказы (например, упаковка с персонализацией), но, даже если и не появятся, машина свою функцию все равно уже выполняет…

Изготовление непрофильной продукции

Многие заказчики воспринимают слово «типография» однозначно: «это то место, где что-то печатают, поэтому все, что мне нужно напечатать, я понесу в типографию». Вследствие этого часто возникает ситуация, когда заказчику крупного тиража коробок для конфет требуется еще несколько сотен буклетов о предприятии, пару плакатов для выставки, комплекты визитных карточек и конверты с приглашениями на ту же выставку. Можно, конечно, объяснить заказчику, что «кроме коробок, мы ничего другого делать не можем, и для всего остального нужно поискать других исполнителей», но это не лучший путь. Другой исполнитель может оказаться тем, кто потом заберет и основной тираж коробок. Еще один вариант — взять на изготовление всю продукцию, которую хочет заказчик, и переразместить ее в других типографиях, но это хлопотно и неэффективно. Наличие же собственной цифровой печатной машины с минимальным набором простой послепечатки в этой связи поможет. Причем здесь можно даже получить дополнительную прибыль, поскольку заказчик вряд ли будет досконально изучать рынок и пытаться понять, насколько дешево ему достанутся конверты и визитные карточки. Если удастся хорошо договориться по основной продукции, то вся мелкая вспомогательная полиграфия пойдет сама собой. Опять же возможность изготовить дополнительную печатную продукцию может быть аргументом при торговле по основному заказу.

Управление экономикой заказа

Позволим себе маленький каламбур, но управление экономикой заказа, по сути, является единственным серьезным экономическим аргументом в пользу цифровой печати в офсетной типографии. Тиражи у типовой продукции постепенно падают и все чаще возникает задача напечатать такой тираж, который выполнить цифровым способом будет экономически выгоднее, чем офсетом. Раньше в офсетных типографиях использовали прием «минимальной цены», то есть по мере падения тиража цена падала, пока не доходила до «условного минимума» (как правило, определяется суммарной стоимостью приладок), ниже которого типография не готова была работать. То есть любой тираж, который меньше условного, все равно будет стоить, как условно минимальный. Но развитие цифровой печати привело к тому, что этот аргумент уже работает плохо. И для успешной работы с заказчиками, которые размещают небольшие тиражи, цифровая печать необходима. Особенно важна она для типографий, печатающих малотиражные книги. Чем больше объем издания, тем больше приладок придется сделать. Для книги объемом 400–500 стр. при печати на полуформатной машине нужно сделать более сотни приладок, даже если тираж составляет всего 100 экз. В результате цена такой продукции при офсетной печати взлетит до космических высот. При цифровой печати изготовить сотню экземпляров книги такого же объема намного проще и дешевле.

Управление сроками

Многие типографии сталкивались с ситуацией, когда заказчик готов платить серьезные деньги, если тираж будет готов завтра к утру, причем заранее понятно, что сделать его традиционным способом к этому моменту нереально. Наличие цифровой печати в этом случае может помочь решить задачу к обоюдному удовольствию заказчика и типографии – конечно, в том случае, если качество цифровой печати неотличимо от офсетного.

Тираж по частям

Бывает ситуация, когда у клиента срочный заказ, но он готов к тому, что продукция будет выдаваться ему постепенно, по мере печати тиража. Сделать это при помощи офсетной печати практически невозможно (снимать заказ, отпечатав только его часть, а потом снова прилаживать и продолжать печатать — это верх расточительства), а с помощью «цифры» — вполне реально (помним про неотличимость от офсета). Более того, можно даже организовать печатно-отделочный конвейер. Из цифровой машины будущий журнал, каталог или книга могут выходить не только отпечатанными, но и подобранными (блок остается только скрепить), а в случае, если цифровая машина оснащена послепечатными модулями, то полностью готовыми. Соответственно, отгружать тираж заказчику можно так же постепенно.

Гибридные заказы

Здесь речь идет о совмещении возможностей цифровой и офсетной печати. Например, персонализацию, которую предлагает цифровая печать, не всегда выгодно использовать в явном виде. Печатать весь журнал «цифрой», если у него только первая обложка персонализирована, большого экономического смысла нет, особенно если тираж такого журнала отличен от штучного. Можно «цифрой» изготовить только обложку или те листы, где есть переменная информация, а остальное печатать традиционным способом. Обычно получается намного выгоднее. Аналогичная ситуация и с более сложной продукцией, например билетами на развлекательные мероприятия. Бланк билета печатается офсетным способом, а переменная часть впечатывается цифровым. Обычно билеты изготавливают с использованием защитных технологий, которых в цифровой печати пока еще немного, поэтому отпечатать такую продукцию полностью на цифровой машине не получится.

Изготовление прототипов

Существует целая группа заказов, которые, прежде чем запускать в производство, неплохо было бы изготовить в штучном количестве, чтобы предъявить возможному клиенту. Речь идет о реализация принципа «разработай и продай». То, что разработано, вряд ли имеет смысл печатать большим тиражом, достаточно изготовить несколько образцов (прототипов). И здесь цифровая печать очень хорошо подходит, причем вне зависимости от вида продукции, будь то классическая полиграфия (книга, журнал, проспект), упаковка или сувенирная продукция (календарь, блокнот, ежедневник и т. д.). Использование цифровой печати, скорее всего, сильно удешевит и ускорит изготовление таких прототипов, что позволит усовершенствовать работу с потенциальными заказчиками.

Помощь в решении технологических или организационных вопросов

Офсетная типография всегда печатает тираж с запасом, который закладывается в основном на возможный брак и приладку. И почти всегда часть этого запаса остается невостребованной и идет под нож. Цифра, печатающая неотличимо от офсета, позволяет значительно сократить этот запас, и даже если вдруг его не хватит – можно оперативно и недорого допечатать требуемое количество экземпляров. Эти ничтожные, на первый взгляд, проценты экономии в масштабах офсетного бизнеса могут дать весьма ощутимую экономию по итогам года.

«Какое-то время назад цифровая печать рассматривалась как инструмент для изготовления маленьких тиражей и продукции с персонализацией – и если мы говорим о чисто цифровых типографиях, работающих в формате до SRA3, все именно так и работает. Но в офсете концепция другая, – убежден Михаил Кувшинов. – Отличие в том, что крупная офсетная типография покупает цифровую машину не для того, чтобы продавать услугу цифровой печати, а для повышения эффективности работы всего производства за счет освобождения офсетного оборудования от непрофильной работы и расширении спектра услуг для своих клиентов. При этом задача машины напечатать не «так же или лучше офсета», а так, чтобы конечный клиент не увидел разницу между цифровым и офсетным оттиском».

Московская типография «Ситипринт» – одно из немногих, но, несомненно, наглядное подтверждение этого тезиса. Печать части офсетного тиража на цифре, оперативная и экономичная допечатка, срочная печать, изготовление малотиражной и персонализированной продукции – все это компания делает на новой цифровой машине HP Indigo 12000, освобождая полноформатный офсетный перфектор для решения других задач – см. материал на с. 10.

Момент настал? или еще нет?

Наверное, будет неправильно утверждать, что большинству офсетчиков сегодня цифровая машина нужна так же сильно, как флексотипографиям, которые столкнулись с тем, что их существующие (!) заказчики, которые много лет носили многокилометровые заказы, вдруг стали дробить их на части, просить сделать срочный тираж и т. п. В прошлом выпуске, посвященном цифровой печати этикетки, практически все респонденты единодушно отмечали, что для нормальной работы в будущем флексотипографиям просто необходима промышленная ЦПМ.

В офсете такой спрос пока еще не сформирован, но стоит ли ждать, пока это случится?

«Да, наверное, где-то есть офсетные типографии, которым заказчики приносят сплошь офсетные заказы. У них все хорошо и будет хорошо еще какое-то время, так что большая цифра вроде как сейчас и не нужна, – размышляет Михаил Кувшинов. – Но мы в «НИССА Центрум» и наши коллеги из HP убеждены, что в обозримом будущем офсетный рынок пойдет по тому же пути, что и флексографский. Возможно этот сдвиг первыми простимулируют заказчики, у которых изменятся требования к типографиям. А может быть, расклад изменят те офсетные типографии, кто установит большую цифру и расскажет клиентам о ее возможностях, после чего они начнут требовать такой же сервис и от других подрядчиков. Как бы там ни было, чем раньше офсетная типография ступит на этот путь, тем быстрее наработает необходимый опыт и сможет воспользоваться шансом снять сливки с рынка».

В общем, как любят говорить докладчики из HP на своих презентациях: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 10 лет назад. Следующее лучшее время – сейчас»!