Проект «Яблоки да ягоды» в Ставрополе создали Светлана Чудинова и Алина Литвинова менее трех лет назад. Началось все с желания Светланы как-то сохранить богатый урожай ягод, собранный на собственном земельном участке. Вместо традиционной заморозки и варки варенья с сахаром было решено попробовать засушить ягоды, чтобы сохранить их полезные свойства. В результате была получена натуральная и вкусная тонкая пастила, а чуть позже получилось сделать и толстую без использования муки и крахмала. Воодушевленная первым успехом, Светлана начала пробовать сушить не только фрукты и ягоды, но и помидоры, тыкву и даже семена льна. Примерно в это же время к ней присоединилась Алина, у родственников которой был сливовый сад. Затем нашли друзей с яблоневым садом, которым никто не занимался... В общем, сырья набиралось более чем достаточно.

Первое время сладости готовились дома у Светланы и Алины, но довольно скоро будущие партнеры решили поставить свое увлечение на коммерческую основу: начали искать помещение под производство, занялись поиском необходимого оборудования и параллельно сдали образцы пастилы в лабораторию, чтобы получить декларацию соответствия и другие необходимые документы.

Первые продажи состоялись на ставро­польской ярмарке в канун 2016 года. Все запасы удалось продать за какие-то 6 часов. К продукции появился интерес, люди начали искать ее в соцсетях и довольно быстро молодые предприниматели стали получать заказы со всей России и даже из-за рубежа.

«Наша пастила особенная, – рассказывает Светлана Чудинова. – В ней используются натуральные фрукты, ягоды и орехи (в основном – местных производителей) без каких-либо ароматизаторов, стабилизаторов, усилителей вкуса, муки, крахмала и консервантов. Кондитерские изделия «Яблок да ягод» хорошо подходят детям, людям занимающимся спортом, а также тем, кто стремится употреблять качественные продукты без лишней обработки».

Упаковка – двигатель продаж

Конечно же, заметная часть затрат приходится на упаковку. На старте Светлане и Алине пришлось побегать, чтобы найти компанию, способную сделать дизайн и разработать единую конструкцию универсальной коробки, которую можно было использовать для всех видов продукции (одна коробка – одна штанцформа, что позволяло экономить на упаковке). Поиски привели в ставропольскую типографию «Студия 52». В 2018 году ее приобрел столичный «Вишневый пирог», но руководители стартапа договорились с москвичами о продолжении сотрудничества.

Вскоре после запуска собственного производства «Яблок да ягод» в Ставрополь приехал Андрей Карелин из российского представительства HP, который, что называется, «прокачал скиллы» молодых производителей.

«У нас была красивая яркая коробка, но на семинаре мы узнали, что оказывается можно экономично изготавливать высококачественную картонную упаковку с тематическими и событийными дизайнами, делать упаковку под конкретного заказчика и т. п.», – вспоминает Алина Литвинова. – Идея нам очень понравилась. Особенно с учетом того факта, что в нашей типографии стоит оборудование HP Indigo, на котором можно делать все то, о чем рассказывал Андрей».

Так у «Яблок да ягод» появились новые коробки. Отдельные дизайны делали под Новый год, в канун 8 марта, 23 февраля и других праздников. Придумали сезонные (зимние, весенние и т.п.) дизайны и т. д. В среднем для каждого продукта заказывается 150–200 коробок, что при текущем ассортименте дает порядка 2000 общего тиража. Параллельно с этим в 2017 году успешно запустился проект по разработке и производству корпоративных подарков: в этом случае упаковка брендируется под заказчика. Благодаря такому продукту удалось завязать отношения с ВТБ, Сбербанком и некоторыми другими крупными компаниями.

«Событийная и тематическая упаковка помогает нам повысить продажи, прирост которых в новых брендированных коробках увеличился на 70–80% в сравнении с тем периодом, когда мы использовали один статичный дизайн и универсальную, доступную всем упаковку, – говорит Светлана. – Теперь мы приобрели уникальность и узнаваемость. Новая упаковка помогла нам зайти в крупные сети, фермерские магазины и даже получить грамоту качественного продукта от крупных сетей на Петерфуде в 2018 г. Мы на собственном опыте убедились, что сначала человек покупает красивую упаковку, а лишь затем возвращается за продуктом, который в ней был. Конечно, при условии, что тот понравился, а наш продукт нравится всем»!