Впечатления от увиденного
Некоторое время назад группе журналистов довелось побывать в нескольких европейских типографиях, каждая из которых имеет свой узконаправленный профиль деятельности. В одной из них была установлена печатная машина, предназначенная для изготовления премиальной упаковки из металлизированного картона. Конфигурация машины состояла из 15 самых разных секций: печатных, лакировальных, сушильных, грунтующих — в весьма причудливой последовательности. Как пояснило руководство типографии, только при наличии такой печатной техники можно быть конкурентным на рынке премиальной упаковки из металлизированного картона и иметь возможность производить его в сжатые сроки с высоким качеством и с хорошим уровнем экономической эффективности.
Другая полиграфическая компания сосредоточила свое внимание на производстве упаковки из плотного картона толщиной до 1,6 мм. Для того, чтобы изготавливать такую упаковку, на предприятии установлена печатная машина большого формата с максимально возможным диаметром цилиндров (минимизирующих необходимость сгибать листы). Более того, в этой машине специально переделан механизм загрузки и выгрузки стоп с картоном, в частности на входе машины используется транспортер, подающий стопы картона без использования палет. И вновь руководство типографии отметило, что только в случае использования подобной техники удается изготавливать упаковку из плотного картона экономически эффективно. Помимо этого, на предприятии используется большое количество специализированных решений и в послепечатных процессах, иначе никакой эффективности не получится.
В третьей типографии, которая изготавливает простую картонную упаковку для пищевой промышленности, была показана инфраструктура, необходимая для того, чтобы мировые торговые марки приняли решение размещать здесь свои заказы. Это особые санитарные нормы, различные виды спецодежды для сотрудников и гостей, специальные виды упаковки для всех полуфабрикатов (!), чтобы на них не попадала пыль или другие загрязнения в процессе движения по цехам и временного складирования. В этой типографии отметили, что печать в современных условиях должна вестись только на скорости 18 тыс. отт/ч или даже больше, с автоматической приладкой и слежением за процессом печати, в противном случае нужной экономической эффективности достичь не удастся.
Суть специализации
Так что же такое специализация в свете того, что было сказано выше? Стремление изготавливать конкретный вид полиграфической продукции и сознательно отказываться от производства других печатных изделий — это не является специализацией. По крайней мере с точки зрения развитого рынка. В процессе специализации типография должна создать такую инфраструктуру, чтобы у заказчика не было шансов разместить тираж в другой полиграфической компании, кроме как в специализирующейся на данном виде продукции. Попробуем понять, что это означает.
- Типография должна уметь выпускать все возможные варианты продукции, на которой специализируется, с учетом всех их особенностей и различий. Любое пожелание заказчика не должно вызывать вопросов или пояснений. Максимум, что может сделать типография, это предложить заказчику более эффективный способ достижения той цели, которую он поставил.
- Типография должна обладать всеми необходимыми сертификатами, лицензиями и другой правовой базой, позволяющей проводить работы по изготовлению той или иной продукции, которая требует этой документации. Кроме того, предприятию необходимо пройти аудит заказчика (или специальных проверяющих органов), если таковой требуется для организации производства.
- Полиграфическая компания должна иметь возможность предоставить необходимые сертификаты происхождения материалов и полуфабрикатов, если того требует экологический контроль заказчика.
- В производственном помещении должна быть организована работа по обеспечению нужного уровня санитарной безопасности, если таковое требуется по нормативам производства той или иной продукции.
- Типография должна обеспечивать максимальную надежность и стабильность производственного процесса. Все технологические этапы должны быть выполнены строго в срок с заданным уровнем качества, с соблюдением всех достигнутых договоренностей (складирование, транспортировка, маркировка и т. д.) вне зависимости от воздействия любых внешних факторов.
- Наконец, чисто рыночные условия для заказчика должны быть наиболее привлекательными, это ведь специализированное производство, по крайней мере из числа тех, которые чисто теоретически и организационно могут такую продукцию изготавливать.
Производственные особенности
Теперь попытаемся понять, что представляет собой специализация с точки зрения организации производственного процесса. Ведь это не просто сознательный выбор той продукции, изготовлением которой типография планирует заниматься. Это целенаправленное создание такого производственного процесса, который сделает типографию самой эффективной по выпуску продукции определенного вида. Причем «эффективность» должна рассматриваться с самых разных сторон. Это и наиболее быстрый производственный процесс, и наиболее прогнозируемый, и наиболее надежный, и наиболее качественный, и наиболее гибкий, и безошибочный, и, конечно, самый экономичный. А это значит, что, помимо организационных моментов (аудиты, сертификация, санитарные нормы и т. д.), нужно еще и отстроить производственный процесс таким образом, чтобы максимально соответствовать понятию «эффективный».
Ни для кого не секрет, что при любом принятии решения о выборе партнера для изготовления той или иной продукции заказчики во многом обращают внимание на конечную цену своего заказа. А в большинстве государственных тендеров именно цена — единственный критерий выбора подрядчика. Таким образом, специализация подразумевает наличие возможности не только изготавливать ту или иную продукцию, но и выполнять ее с самым низким уровнем себестоимости. В свою очередь, это означает создание производства, которое наилучшим образом подходит для выпуска конкретной продукции. Скорее всего, существует несколько путей создания таких предприятий. В развитых странах это обычно связано с организацией высокоавтоматизированных производств, которые зачастую оснащаются уникальными видами оборудования, позволяющими эффективно изготавливать продукцию только определенного вида. Максимальной эффективности, как правило, можно достичь лишь в том случае, если оборудование способно выдавать продукцию за минимальное количество прогонов. В идеале — за один. Причем никаких компромиссов в возможностях или качестве полученных изделий не допускается. В результате на рынке появляются печатно-отделочные комплексы, которые наилучшим образом подходят под специализированное производство. Например, у компании Bobst есть производственная линия, в которую загружается листовой гофрокартон, а на выходе получаются упакованные палеты с уложенными пачками готовых коробов. Линия выполняет печать на гофрокартоне в несколько красок, вырубку коробок, их фальцовку и склейку, подборку готовых изделий в пачки, обвязку пачек, укладку пачек на палеты и упаковку палет. И такая линия работает со скоростью до 24 тыс. коробок/ч!
Аналогичным образом строятся и печатно-отделочные линии для изготовления самоклеящихся этикеток. Все производственные этапы осуществляются за один прогон. Поэтому многие рулонные флексографские машины содержат секции и трафаретной печати, и тиснения фольгой, и конгревного тиснения, и многое другое, включая, естественно, финальную высечку этикеток и удаление облоя.
Другими словами, специализированное предприятие — это производство, на котором технологический процесс проходит с минимальным количеством вспомогательных операций. Производственная линия после переналадки на новый заказ быстро и стабильно изготавливает большие объемы продукции при минимальных затратах и участии человека. Разумеется, такой подход импонирует крупным заказчикам, у которых существует потребность в производстве больших тиражей продукции со стабильным качеством и по более низкой цене. В этой связи специализация становится важным аргументом в работе именно с крупными заказчиками.
Нередко специализация предприятий может быть очень узкой, ограниченной лишь одним видом выполняемых операций, — только конгревным тиснением или склейкой книжных блоков с клапанными обложками, у которых клапан выступает за передний обрез блока. Такая специализация требует наличия уникальных технологий, создавать которые у себя многим типографиям не очень выгодно, поскольку спрос на подобные виды работ нестабильный. Поэтому проще иметь специализированного подрядчика, который может выполнить эту работу.
Виды специализации
Специализация типографий может быть двух видов, каждый из которых функционирует по своим правилам.
- Специализация на конкретном продукте. Это может быть производство книг, упаковки, газет, специальных видов продукции (например, пластиковых карт) и многое другое. При такой специализации типография создает производство, наилучшим образом приспособленное под выпускаемую продукцию. Это печать с нужным числом секций, наиболее оптимального формата листа, с максимально возможным количеством операций, выполненных в линию. Здесь предусмотрено наличие и специализированных послепечатных комплексов, позволяющих наиболее эффективно изготавливать продукцию. Данный вид специализации рассчитан на конечных заказчиков полиграфической продукции.
- Специализация на конкретной технологии. Если типография умеет очень хорошо делать конгрев или особенные клапанные обложки, то все другие полиграфические предприятия, которые сами не могут выполнить подобные операции в силу разных обстоятельств (потребуется слишком много времени, или будет дорого, или велика вероятность брака), будут заказывать выполнение данного вида услуг или продукции в конкретной типографии. Как правило, такая специализация требует установки уникальных видов оборудования и отладки специальных технологий, но зато в этом сегменте продукции типография становится практически монополистом, или «временным локальным лидером», что позволяет забирать все подобные заказы. Такая специализация рассчитана на другие типографии. При удачной маркетинговой и коммерческой политике создается ситуация, когда всем другим полиграфическим компаниям проще переразмещать заказы на специализированном предприятии, чем пытаться выполнить их самим полукустарным способом.
В конечном счете необходимо понимать, что специализация — это в первую очередь инвестиции. Инвестиции в оборудование, имеющее, как правило, сложную комплектацию; в технологии; возможно, даже в персонал (обучение, привлечение) и, конечно, время. Нельзя стать специализированным предприятием мгновенно. Нужно нарабатывать репутацию и опыт. Чем сложнее продукция, на которой есть желание сосредоточить свою деятельность, тем больший объем инвестиций и времени требуется на вхождение на рынок. Но при этом на последующих этапах становится меньше конкурентов и проще в дальнейшем работать с заказчиками. Впрочем, есть всего одна серьезная проблема. На специализированном оборудовании или уникальных конфигурациях типового оснащения очень сложно изготавливать продукцию, отличную от той, которая предполагалась при создании специализированного производства. А значит, нужно хорошо подумать, прежде чем идти на специализацию.
Альтернативная специализация
На полиграфическом рынке можно приобрести большое количество специализированного оборудования, причем для самых нишевых и необычных задач. В то же время при производстве целого ряда полиграфической продукции используется ручной труд — это и рекламные бумажные пакеты, и разного вида коробки. Безусловно, применение специализированного оборудования позволяет многократно повысить продуктивность производства и в конечном счете его эффективность. Однако здесь кроется и определенная сложность. Линия для склейки пакетов будет весьма эффективна при производстве тысяч и десятков тысяч типовых пакетов. А если заказ — 100 шт.? Но при этом количество таких заказов десятки в день? Нужна ли таким типографиям линия для изготовления пакетов? Скорее всего, нет! Ее придется постоянно переналаживать. И эти самые сто пакетов проще склеить вручную! То же можно сказать и о других видах полиграфической продукции. При сверхмалых тиражах специализированные производственные линии оказываются малоэффективными. А ручной труд наоборот. И вполне разумно может возникнуть желание специализироваться на ручных операциях. И такой альтернативный подход в России пока работает, правда зачастую с привлечением дешевой рабочей силы, способной выполнять несложные операции за небольшую оплату.
Истинная или ложная специализация
Большинство типографий заявляет о своей специализации на производстве определенного полиграфического продукта лишь на том основании, что именно такой вид изделий встречается в числе их заказов чаще всего. К истинной специализации, о которой идет речь в основной статье, это не имеет отношения. Тем не менее даже не являясь истинно специализированной типографией, такие полиграфические компании могут изготовить нестандартную, сложную продукцию, используя целый ряд относительно простых технологических операций.
В начале статьи упоминалась одна из европейских типографий, которая печатает упаковку на металлизированном картоне за один прогон на 15-секционной печатной машине. Впрочем, такую же упаковку можно изготовить и по «обходной» технологии на относительно простом оборудовании. Например, трафаретом нанести слой кроющих белил, а затем на четырехкрасочной офсетной машине отпечатать сначала цвета CMYK, а вторым прогоном нужные цвета Pantone, затем опять трафаретом выполнить выборочное лакирование и т. д. В конечном итоге можно добиться близких результатов, но при более низком качестве (будет и неприводка, и картон «раздастся» от большого количества прогонов), при высоком объеме отходов, при существенно большем потраченном времени на изготовление и в конечном итоге при заметно большей себестоимости.
Можно ли такую типографию считать специализирующейся на изготовлении описанной упаковки? Формально да, она может выпустить такую продукцию. Но стать лидером рынка в данной нише, который обеспечит лучшие финансовые условия, качество и сервис, скорее всего, не сможет, по крайней мере если на рынке будет работать полноценная специализированная типография, которая предложит более выгодные условия производства. И это не демпинг и не злой умысел. Это специализация.