Первый пост про историю завоевания французского рынка фотопечати находится здесь.
Своеобразным крючком мероприятия стала заявленная презентация Джереми Уилса (Jeremy Wills), старшего рыночного аналитика направления Imaging and Printing британской компании Futuresource, которая занимается специализированными исследованиями и консалтингом.
Интерес гостей понятен: г-н Уилс должен был представить результаты исследования российского (!) рынка фотопечати в 2013 году, что он и сделал.
В «рынок фотопечати» вошли традиционные фотографии, фотокниги и сувениры с фотопечатью.
В 2013 году аналитики Futuresource оценили данный рынок в России в 5,6 млрд. руб. В 2011 было 5,4 млрд.
За 3 года (2011–2013) доля печатаемых фотографий снизилась с 89 до 69%, тогда как фотокниги показали рост с 9 до 25%, а сувениры – с 2 до 6%.
По мнению Джереми Уилса данная тенденция в будущем сохранится. Фотографий будут печатать все меньше, тогда как доли фотокниг и сувениров продолжат расти и к концу 2014 года увеличат стоимость рынка до 5,8 млрд. руб.
В 2013 году в России было отпечатано 960 тыс. фотокниг на сумму в 2 млрд. руб. 94% книг было любительскими, 6% – профессиональными (средняя цена за штуку – порядка 10 000 руб.). Доля последних в деньгах, однако, была существенно выше – 30%.
В последующие годы аналитики Futuresource ожидают роста сегмента фотокниг как в количественном, так и в денежном выражении. Если все будет согласно прогнозу, то в 2017 году в России будет отпечатано почти 2 млн. фотокниг за 3,1 млрд. руб. Отдельно г-н Уилс отметил прогнозируемый рост доли профессиональных фотокниг, который обеспечит, главным образом, индустрия свадебной фотографии.
Аналогичное будущее предрекается сувенирной продукции с фотопечатью (открытки, плакаты, календари, печать на холсте и проч.).
Ну и в завершение доклада Джереми Уилс отметил, что в Западной Европе 90% фотокниг в 2013 году было отпечатано на цифровых машинах. 80% из них – на оборудовании HP Indigo.
Остается вопрос: насколько точно эти цифры отражают российскую действительность?
Г-н Уилс заявил, что его аналитики опросили порядка 80% активных игроков на российском рынке фотопечати, хотя их точное количество так и не прозвучало. Эти же аналитики присудили компании «Эксперт-Фото» (крупнейший сервис фотопечати в России) 48% рынка, тогда как ее представитель, выступавший следом, сообщил, что в 2013 компания заработала «всего» 700 млн.
В этом же контексте можно вспомнить прошлогоднее иследование рынка фотокниг в России компанией MindShift Partners, которая получила цифру 18 млрд. руб.
Как видим, различие в цифрах большое и объяснить его проблематично, так как ни одна сторона не раскрывает свои методы оценки. Тем не менее, вряд ли кто-то усомнится в том, что российский рынок фотопечати показывает хорошую динамику роста и имеет неплохие перспективы. Тот же Эксперт-Фото, к примеру, растет более чем на 20% в год. За счет чего – расскажет исполнительный директор компании в интервью, которое мы скоро опубликуем.