Такое положение вещей объясняется не столько инертностью и нежеланием выстраивать деятельность по-иному, сколько сложностями в формализации отношений "типография - клиент". Интернет-сервис по продаже полиграфических услуг должен в полном объеме реализовывать онлайн специфические для деятельности типографии транзакции, однако тут возникает ряд характерных для заказа печатной продукции проблем, которые затрудняют перенос указанных выше отношений в интернет.
- Клиент некорректно формулирует задание.
Рядовой клиент не представляет себе процесс полиграфического производства, не знаком с полиграфическими терминами, свойствами печатного материала и т.п. Нуждается в совете, как лучше технически исполнить его заказ. - Клиент не может самостоятельно рассчитать стоимость своего заказа.
Рядовой клиент с трудом обращается с типовым прайс-листом типографии, кото-рый часто не учитывает специфику производства его заказа. - Клиент предоставляет для печати макеты не соответствующие техническим требованиям типографии.
Очевидно, для того чтобы быть привлекательным для клиентов, интернет-сервис по продаже полиграфических услуг должен успешно решать эти проблемы.
В последнее время в полиграфическом сообществе прочно укоренилось мнение, что прорыв к успешной электронной коммерции может обеспечить внедрение систем Web-to-Print (производство и редактирование печатных макетов онлайн по заранее созданным шаблонам). Действительно, использование Web-to-Print (W2P) по-своему снимает указанные выше проблемы:
- клиенту предлагается готовое производственное решение с фиксированными параметрами;
- уже рассчитана цена его варианта заказа;
- предлагаемые шаблоны созданы с учетом технических требований типографии.
Однако, это происходит ценой существенных ограничений. Работа по схеме "выбери шаблон – измени – оплати – получи" ограничивает выбор производственных и изобразительных решений при заказе продукции, существенно сужая круг клиентов. Фактически, это работа только на b2c рынке.
Вероятно, стоит рассматривать W2P лишь как очередное IT-решение для автоматизации процесса подготовки печатных макетов, а не как решение для продаж и маркетинга.
Основной недостаток современных интернет-решений в сфере полиграфических услуг видится в том, что они функционируют как типовые интернет-магазины продающие готовые продукты. Основные усилия разработчиков, при этом, оказываются направлены на оптимизацию производственного процесса, оставляя за скобками решение маркетинговых задач.
Для построения полноценной онлайн-типографии схема работы с клиентами должна не только эффективно реализовывать в сети исполнение необходимых транзакций, но и сохранять возможность максимально широкого выбора технических параметров заказываемой продукции для работы в различных сегментах рынка полиграфии. Необходимо обеспечить должный уровень коммуникации с заказчиком, что позволит ему самостоятельно выбирать онлайн оптимальные производственные решения и комфортно делать заказ.
Другими словами, перспективы электронной коммерции в сфере полигра-фических услуг связаны с разработками интерфейсов, продающих такие услуги сайтов. Только научившись общаться на языке рядового клиента, онлайн-типография может успешно решать проблемы связанные с заказом печатной продукции и добиться его лояльности.
Об авторе:
Андрей Лисенков, руководитель проекта Skyprinting.ru